Буддизм, сикхизм и Кундалини йога

b-s-yДавайте разберёмся, есть ли тут что-то общее.

Вряд ли вам известен хоть один буддист, практикующий Кундалини йогу. Среди индийских сикхов (ортодоксальных) тоже не найти такого, который бы практиковал или хотя бы одобрял Кундалини йогу. В сикхизме к йоге традиционно относятся негативно.

Есть ли между сикхизмом и буддизмом что-нибудь общее? Я долго размышлял об этом и не нашёл ничего общего. А вот различия есть очень существенные: и взгляд на природу Бога, и общемировоззренческие, и социальные, и исторические. Так, к примеру, сикхизм никогда не распространялся насильно, сикхи его никому не навязывают и не навязывали. Они воевали за свою веру, но не пытались насильно обратить в неё никого. С буддизмом дела обстоят не так¹. Но радует, что современный буддизм очень миролюбив. Мне очень нравятся лекции Далай Ламы о мире, принятии и сострадании.

А вот в Кундалини йоге, как ни странно, есть особенности, позволяющие сказать, что она относится и к сикхизму, и к буддизму.

Общее с сикхизмом: связь с социумом, развитие энергии действия, проявление себя, развитие бесстрашия. Сикхи (так сложилось исторически) – это бесстрашные воины, сражающиеся за правое дело, защищающие свои семьи, преданные высоким идеалам и сражающиеся за них. Кроме того, каждый сикх должен избавиться от пяти зол² (воров). Кундалини йоги – это тоже воины, ведущие бой с внутренним врагом (врагами). И перед ними также стоит цель – избавиться от пяти врагов внутри себя. Только тогда кундалини-йог достигает цели, когда сможет сказать: моя война закончена. И он больше ни с кем и ни с чем не борется (без крайней нужды), достигнув внутреннего мира.

Общее с буддизмом: я нашёл только одну общую черту – практика осознавания, развитие осознанности. Но это очень важная черта. Часто на кундалиневских тичер-тренингах этому забывают научить или хотя бы обратить внимание на важность развития внутренней осознанности. Гуру Раттана и мы всегда направляем внимание студентов на осознание себя, своего тела, ощущений в теле. Это очень важно для нахождения внутреннего сакрального пространства, пространства внутренней тишины и спокойствия, пространства в котором происходит истинная медитация и наступает шуния. А в шунии пробуждается Третий глаз и наступает естественное исцеление тела и души. Самоосознавание – это очень важный инструмент в Кундалини йоге.

Технологии развития осознанности/осознания/осознования/неотвлечённости в Кундалини йоге и буддизме отличаются, но и в йоге и в буддизме этому аспекту уделяется огромное внимание. В буддизме есть понятия дренпа и шежин, память и осознание. Необходимо не только быть внимательным (шежин) в процессе жизни, но и соблюдать мгновенную внимательность, памятуя (дренпа) о ней каждое мгновение.

О буддийской технике обучение осознанности (Ринпоче обучает осознанно пить пиво) можно прочитать здесь.


Примечания
¹ О том как буддизм распространялся на Тибете в историческом далеко, здесь.
² В группу из пяти зол входят: кам (похоть), кродх (гнев, ярость), лобх (жадность к материальному), мох (привязанность, одержимость мирским) и аханкар (эго, гордыня).
Слово зло имеет в языке Пенджаби скрытый смысл: пап (грех), докх (порок) или килбикх (загрязнение). Как говорится в Гуру Грантхе, изначальная цель духовного пути человека – укрощение пяти внутренних зол. Эти пять зол не должны оказывать никакого влияния на ум человека, которому следует находиться выше них и за их пределами. Подробнее: книга «Коммуникация: обвинение или освобождение», с.217 – изд. Йога Экс-Пресс, 2009

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Post Navigation