Осознанность и мгновенная осознанность

из лекции Намкай Норбу Ринпоче
(нашёл на просторах Интернета и… местами изложил более простыми словами)

Кажется, это очень просто – всегда знать, что ты делаешь, и помнить об этом. Но это не значит, что это столь же просто выполнимо.
В тибетском языке есть два понятия: дренпа и шежин. Дренпа означает память, запоминать; шежин означает подлинное осознавание. Эти две вещи всегда должны быть вместе, это фундаментальная основа учения. Что обычно понимают под «осознанностью»? Обычно это нечто простое, не имеющее отношения к духовным вещам.

Если вы говорите с человеком, вы должны осознавать, что обращаетесь к нему и осознавать, что говорите. Вы должны жить в том, что делаете и говорите. Если гуляете, то никогда не нужно забывать, что гуляете; если ведёте машину — должно быть присутствие того, что ведёте машину. Но обычно так не бывает, мы всегда отвлекаемся.

Сначала вы думаете: «А, я делаю вот это», а затем, пока это делаете, то отвлекаетесь и думаете о другом, затем о третьем. Потому-то и случаются многие неудачи. Например, перед вами стоит стакан, но вы на секунду отвлеклись, и он упал… Это называется отвлечение. Если вы делаете что-то, сохраняя осознанность в целом, такого не произойдёт. […]

… быть в присутствии означает, что у нас есть своего рода внимание, в то время как мгновенное присутствие может отсутствовать, т.е. быть за пределами внимания. Но если вы присутствуете с вниманием, то объединиться с мгновенным присутствием очень легко. Постарайтесь научиться этому в повседневной жизни. Например, иногда, когда вы одни дома, рядом никого нет и вам особо нечем заняться, вы можете наблюдать свои мысли: «Я хочу пойти в кухню, достать бутылку пива и выпить его на солнышке» – это обычный способ расслабиться. Не делайте это отвлечённо. Вы практикующие, так что обращайте внимание на то, что вы думаете, когда идёте на кухню и примите своего рода обязательство: «Я не хочу отвлекаться пока не усядусь с пивом на солнышке». Затем замечайте каждое движение: «Сейчас я собираюсь пойти в кухню», встаёте и идёте: «Я иду», «Теперь я ищу пиво, где стакан? Я беру его, теперь я возвращаюсь». Замечайте это и идите на солнышко. «Теперь я сажусь, теперь я пью, теперь мне хорошо». Таким образом, в постоянном присутствии, вы сможете этому научиться. Это вовсе несложно. Конечно, это сложно, если вы никогда не тренировались, но всё становится простым, как только научитесь.

Действовать осознанно называется по-тибетски шежин. Такая осознанность всегда должна сопровождаться памятью, дренпа. Иначе одной осознанности недостаточно. Вы очень хорошо знаете, что если выпьете яд, то умрёте, и также хорошо знаете, что в стакане перед вами яд, но, к примеру, заболтавшись с кем-то вы отвлеклись, забыли и выпили его. Тогда вы умрёте. Осознанности было недостаточно, потому что вы на самом деле выпили его. Поэтому память очень важна. У вас всегда должно быть присутствие осознанности. Когда у вас эти две вещи будут вместе, какую бы практику вы ни делали, она будет полной и точной.