Учение Гуру Нанака. Главное

Проповедуя своё понимание Бога, Нанак не стремился синтезировать разнородные религиозные системы. Он создал прочную основу, чтобы взрастить на ней Истину, терпимость и обострённое чувство долга. Его мысли были продиктованы общественной необходимостью.

Что нового в Учении Нанака?

1.
Представление Гуру Нанака о лишённом форме Боге и метод преданности, выражающийся в медитации на Имя дало новое направление бхакти, которое прежде всегда было направлено на личность (бхакти — это любовь к чему-то определенному).

В Джапджи отчётливо видно, что Господь [по Гуру Нанаку] не имеет формы. Нанак ввёл концепцию ниранкари, отличающуюся от концепции ниргуны. Часто в индуизме считается, что ниргуна является синонимом ниранкар.

Концепция Ниранкари: Бог не имеет формы

Концепции Ниргуны: признаётся существование Бога не имеющего качеств или свойств.
Нанак говорит (Ади Грантх, стр.45): Я узрел свою душу и стал ниранкарином (Atam chin bhaai Nirankari).

Концепция ниранкари в учении Гуру Нанака резко противоречило распространённой в те времена концепции о том, что в Боге достигается совершеннейшая форма. Гуру Нанак говорит:

Hukmi Hovan Akar,
Формы создаются по воле Божьей, (то есть они не вечны)
Hukmi Hovan Ji,
Души создаются по воле Божьей.
Hukam Na Kahia Jai
Божественную волю невозможно описать.

2.
Гуру отождествлял Божественную Волю со Словом — шабадом.
Он считал, что в слове раскрывается форма Лишённого Формы и что тайна форм заключена в Слове. Неслучайно 11-м гуру стал Ади Грантх. Нанак считает, что словом можно исправить любого грешника. (см. притчу «Хороший друг», Гуру Эпохи Водолея, с. 59)

3.
Гуру Нанак использует музыку как духовную садхану для постижения Господа, Не Имеющего Формы. Он воспринимает Бога как музыку, вечную мелодию, песню без слов, беззвучный ритм, самопроизвольную гармонию и отождествляет его с анахата-шабдой. Он стремится настроить себя на этот звук.
Он говорит:

Я поглощен Вечным Словом, говорит бедный Нанак
(Sabdi Anahada so saho rata Nanak kahai vichara)
А себя Гуру Нанак называет дхади, менестрелем:
Слово преобразило меня в менестреля,
и теперь этот менестрель стремится исполнить песню о Неизъяснимом.
(Dhadhi Kathe Akath Sabdi Savaria).

4.
Концепция шуньи, отличающаяся от буддистских концепций.
Шунья а Ади Грантхе — это процесс очищения ума, способ опустошения сознания, дисциплина, осушающая желания и скрытые пристрастия ума. в А.Г. Нанак говорит:

«Отрешённый ум, постоянно направленный вовнутрь,
сделал своим обиталищем сферу шуньи.
Через гуру мне открылся возлюбленный,
живущий за пределами мира,
Изначальный Господь, Непознаваемый»

Написано по материалам брошюры Миссия Гуру Нанака: некоторые аспекты.
источник: https://grantha.ru/sikhism/mission-gn/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Post Navigation