Шакти Пад, Шакти Пат, Кундалини йога и Учение Йоги Бхаджана

1. Значение слов в данных словосочетаниях и контекстные смысловые значения.

Шакти – вселенская бесконечная Божественная энергия, Шакти является творящей и исполнительной силой океана Божественного Сознания.

Пад – (санскрит, транслитерируется как ‘paada’) – означает ‘стопа’ и место на которое ступает стопа, ‘пад’ можно перевести как шаг, ступень

Пат (санскрит, транслитерируется как ‘paata’) – падение, полёт, взрыв, передача

Таким образом Шакти пат – это передача божественной энергии Шакти,
а Шакти пад – ступень на пути к её получению.

(санскрито-английский словарь http://spokensanskrit.de)

2. Шакти пат

Под ‘Шакти патом’ обычно в йоговской традиции (не в Кундалини йоге) понимают передачу энергии Шакти от Учителя к ученику. Эта энергия обладает мощной трансформационной силой. Однако если ученик не готов её принять (и переварить), то Шакти пат не имеет никакого практического смысла, поскольку ученик не сможет усвоить её правильным образом. Описаны случаи, когда ученик получал ‘Шакти пат’ (‘Шакти пату’), испытывал экстраординарные ощущения, но через несколько дней переданная энергия улетучивалась и ученик оставался на том же уровне сознания, что и раньше.

Шакти пат с точки зрения Учения Йоги Бхаджана

Йогиджи утверждал, что человек должен себя инициировать сам. Никакая передача энергии от Учителя к ученику не нужна. В свете сказанного в п.2 это становится ясным. Исключение составляет случай, когда ученик готов к получению Шакти (‘Шакти пату’). Но об этом Учение Йоги Бхаджана ничего не говорит. Возможно Йогиджи так и не встретил ученика, для которого этот процесс мог бы принести пользу. В одной из лекций Йогиджи описывает случай, когда к нему приехал из далёкой Японии искатель и попросил дать ему почувствовать энергию Кундалини. Йогиджи тогда лежал в постели и болел. Однако отказать настойчивому искателю не смог. Всё что Йогиджи сделал – это он разрешил японцу положить на него руку. И тот что-то почувствовал. Что – знает только этот японец. Он поблагодарил Йогиджи и уехал.

Дополнительные комментарии
Кундалини йога имеет глубокие сикхские корни. А в сикхизме Учителем является Гуру. Передачу энергии, ‘Шакти пат’, может сделать только Учитель, имеющий человеческое воплощение, т.е. Гуру в человеческом теле. В настоящее время такого воплощения нет. Последний (Одиннадцатый) бессмертный Гуру – это Сири Гуру Грантх Сахиб, книга на 1430 страницах, в которой запечатлена мудрость 10 сикхских Гуру. Вероятно, если его читать, возможно получить ‘Шакти пат’. Но это уже ближе к само-инициации, а не к помощи от Учителя-человека. Кстати Махатма Ганди (он не соотносил свою Веру в Бога ни с одной существующей религией, а также не считал себя йогом) писал о том же: “Я считаю, что каждое человеческое существо способно достичь того благословенного и неописуемого состояния, в котором будет ощущать внутри себя затмевающее всё остальное присутствие Бога”. И Ганди достиг этого состояния сам, т.е. через самоинициацию. Т.е. это вопрос намерения, а не бессильного желания.

3. Шакти пад

‘Шакти пад’, как одна из ступеней на пути к бесконечной духовной мудрости. (Согласно традиции Кундалини йоги и Учению Йоги Бхаджана)

«Я хотел бы описать для вас картину духовной Бесконечности. Вы чувствуете давление от этого мира и начинаете стремиться к духовности. Кто-то вас ставит на духовною тропу. На этой тропе вам дается дисциплина. Это называется Сарам Пад – когда вас ставят на тропу. Далее следует Карам Пад – садхана, которую вам предстоит выполнять на этой тропе. Затем, примерно через четыре-семь лет, вы вступаете в Шакти Пад, стадию, на которой вы противостоите своему эго. Это последний шанс за 8.4 миллионов жизней избежать цикла жизни и смерти. Между Шакти Пад и Сахаджа Пад нет моста, нет перехода, это – скачок. Вы или прыгнете вперед с верой, или упадете и разобьетесь. А когда от Шакти Пад вы перейдете в Сахедж Пад, вы перестаете быть “им”, или “ей” – вы становитесь Бесконечным – тем, что не меняется; тем, что есть.» ( – Йоги Бхаджан, Август 1978)

Комментарии

Из приведённой цитаты становится абсолютно ясно, что человек, прошедший ступень духовного развития, именуемую ‘Шакти пад’ абсолютно лишён эго. Если кто-либо утверждает, что прошёл ‘Шакти пад’, но мы видим, что эго этого человека не равно нулю, то этот человек заблуждается или вводит в заблуждение других о своей квалификации. Махатма Ганди говорит об этом уровне духовной зрелости так: “Пока мы не сократим себя до того, чтобы быть ничем, мы не сможем побороть в себе зло. Бог требует не меньше, чем полную самоотдачу, и это цена за единственно настоящую свободу, достойную, чтобы достичь её.”

4. Краткие характеристики пяти этапов на пути Духовной мудрости
(из учебника Кундалини йоги “Aquarian Teacher”, 2008)*

Сарам Пад
Этот этап – “медовый месяц” на пути духовного развития, когда мы сознательно вступаем в отношения со своим высшим “Я”. Мы счастливы. Мы оставили боль прошлого позади и ощущаем свежесть новой жизни. Мы чувствуем, что получили благословенный дар от учителя – свой путь.

Карам Пад
На этом этапе мы начинаем работать над собой. Мы осознаем, что предстоит проделать работу, решить вопросы и вырасти для развития более глубоких отношений со своим высшим “Я”.

Шакти Пад
Это решающий и самый трудный из всех этапов пути. Практикующий проходит трансформацию и встает перед выбором, от которого зависит – возвысится он до мастерства, останется на уровне подмастерья, или бросит практику. На этом этапе легко забыться в очаровании собственными достижениями и оказаться во власти приобретенных способностей. Однако тот, кто сумел сохранить открытость и верность поставленной изначально цели, обретает несгибаемую силу и целенаправленность.

Сахаджа Пад
На этом этапе ученику свойственны легкость уровновешенности и добродетельности; все становится на свои места. Мы принимаем решение, и оно воплощается в жизнь. Мы в резонансе со своим предназначением, и Творческая Сила спонтанно удолетворяет наши нужды. Мы чувствуем и поддерживаем пространство каждого момента, давая ему проявиться. Мы запускаем в действие технологию процветания, а сами наслаждаемся игрой жизни, наблюдая работу Гуру в движении сознания.

Сат Пад
Мы пребываем в гармонии со Вселенной, живем в великом покое, милости и счастье, служа Божественной Воле. Между нашей волей, нашим выбором, и служением миру нет границ. Есть чувство равенства в превосходстве.

5. Шакти пад – испытание для искателя

На этапе Шакти Пад происходит испытание силы. Практикующему доступна полная картина учения, у него есть информация обо всех возможностях, и остается только сделать сознательный выбор. Чтобы выбрать правильно, он должен принять в расчет целиком всё знание, а не какую-то его часть. Искателю необходимо постичь скрытый смысл как отдельной части, так и всего целого. Духовный искатель, действия которого не полностью осознанны или основываются только на части целого, неизменно придет к ошибочному выбору. На этапе Шакти Пад возможен еще один ошибочный выбор – следование интересному пути, ведущему к наиболее стимулирующей его цели, вместо того чтобы продолжать служить Высшей цели, ради достижения которой он и вступил на Путь. Страхи и сомнения часто сопровождают выбор пути, уводящий от Высшей цели. Это опасный и напряженный момент. Здесь важно утвердится в своей истинной идентификации, в том, кто вы есть и чему служите. Прохождение этапа Шакти Пад требует от Искателя твердых обязательств. Необходимо активное принятие ответственности за свои решения и свою жизнь.

6. Йоги Баджан о Шакти Пад

В Кундалини йоге вам придется испытать определенное состояние. Его можно назвать “состояние сомнения в себе”. Это огромное препятствие на пути вашего прогресса, и вместе с тем знак того, что вы приближаетесь к большим переменам. Вашей внутренней борьбой будет: “Я такой/не такой. Они такие/не такие. Мы такие/ не такие. Так/ не так”. Когда бушует такой шквал сомнений, наберитесь смирения и перестаньте сопротивляться, и тогда вам не придется даже мизинцем пошевельнуть, даже малейшего усилия приложить. Величайшим чудом является то, что не нужно помнить о чуде: Делатель сам все делает, пока вы наслаждаетесь, смеетесь, плачете и радуетесь. Мы все часть этого потока. Мы не разделены.

Комментарии
Несомненно, самым сильным инструментом, который доступен человеку для преодоления этапа Шакти пад – это молитва. Молитва обладает необычной силой
«… по действенности молитва ничем не отличается от любого другого поступка… но её надо сочетать с величайшим смирением» (К.Ганди). У Ганди есть ещё одно потрясающее высказывание: «Вы не познаете смысл Бога или молитвы, пока не низведёте себя до полного ничтожества» (т.е. пока не уничтожите своё эго). Удивительно, как очень созвучно (в унисон) Карамчанд Ганди и Йоги Бхаджан говорили об одном и том же.


    В статье использованы:

  • материалы из учебника Кундалини йоги "Aquarian Teacher";
  • высказывания Махатмы Ганди из книги "О Молитве";

Дополнение
(автор Жанна Прокошина)

… сикхский Гуру воплощён в Книге – и это Сири Гуру Грантх Сахиб. Вопрос: может ли книга дать ученику Шакти Пат? Говорят, что человек-Учитель – да. Но Книга-Учитель? Шакти пат, по определению, – это передача божественной энергии, когда человек понимает, что всё есть Бог. Читаем в Гуру Грантхе:

«Техники внутреннего очищения, проведение энергии для подъёма Кундалини к Десятым Вратам, вдохи, выдохи и задержка дыхания посредством силы ума – пустыми лицемерными практиками не достичь Дхармической любви к Господу. Только через Слово Шабада Гуру достигается совершенная Высшая суть. Видя творческую силу Господа, мой ум доволен. Через Шабад Гуру я осознал, что всё есть Бог. О, Нанак, Господь, Высшая Душа, присутствует во всём. Гуру, Истинный Гуру (Сат Гуру), вдохновил меня увидеть невидимого Господа».
(СГГС, стр. 1043)

Передача энергии всё-таки происходит, и происходит благодаря Сат Гуру. А Сат Гуру воплощён в Книге. Йоги Бхаджан очень точно передавал послание Гуру Грантха, он говорил: «… когда я начал преподавать Кундалини йогу, то также дал людям сикхскую Дхарму, потому что не хотел вводить их в заблуждение. Я не стал Сат Гуру. Я не являюсь им сейчас, я никогда им не был и никогда не буду». Вот поэтому он и не давал никаких инициаций. Он связывал Кундалини йогу и сикхизм, говоря: «Гуру объединяет вас с Богом через звуковой поток, а йога готовит вас услышать этот звуковой поток».

Звуковой поток. Читая священный текст, искатель входит в этот поток. Помните слово «Джап!» в Мул мантре? Оно означает «Повторяй!». Зачем? Чтобы создать «трение».

«Энергия огня скрыта внутри дерева; она высвобождается, если ты знаешь, как создать трение. Так же и Имя Господа – это Свет внутри всего; его Суть высвобождается, если ты следуешь Учению Гуру».
(СГГС, стр. 1323)

Если искатель получает божественное видение через чтение Книги – это Шакти Пат или само-инициация? Что в таком случае происходит? Человек создаёт достаточное «трение» через чтение Священного Писания и следование путями Истины, и… если есть на то Милость свыше, то возникает искра, и это искра Божественной энергии, или Света, находящегося внутри всего.

Три составляющих: постижение мудрости Писаний, следование этой мудрости на практике, Милость свыше. Очень практичный и мудрый подход 🙂


цитаты Йоги Бхаджана взяты из лекции "What it means to be a Teacher", прочитанной 23.03.1990

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *