Две большие проблемы в Кундалини йоге

Проблема первая, “Неофитизм”
Неофиты – “юные” адепты какого-либо учения или религии.

1.
Когда человек попадает на занятие кундалини йогой впервые, то получает нечто, что не может выразить человеческим языком и применяет термин типа меня «торкнуло» или «вставило». Получив то же самое во второй и в третий, и в во все последующие разы, он/она начинает посещать классы кундалини йоги регулярно и становится поклонником/последователем этого вида йоги. Поскольку «торкает», как правило, достаточно сильно, человек начинает изучать тему Кундалини йоги и всё, что ей сопутствует. И, не поняв сути практики (а разобраться в этом не так уж просто), начинает копировать то, что лежит на самой поверхности, т.е. «пену». Идёт подражание-копирование атрибутики, использование цитат учителя, выдернутых из контекста, и т.д. Под контекстом я понимаю не только лекцию, из которой выдернута цитата, но так же: время, в которое лекция была прочитана, и аудитория, которой эта лекция была прочитана. И это очень важный нюанс. Если учитель сказал что-то какому-то человеку или группе людей – это не означает, что то же самое подойдёт другой группе людей в другом столетии.
Что делает неофит-кундалини-йог?
Неофит «тупо» подражает Учителю, копируя его и внешнюю атрибутику в попытке воспроизвести Учение так, как он его неправильно понял.
Проблема здесь в том, что неофит не удовлетворяется копированием, а начинает заниматься пропагандой и агитацией. В виде доказательства своих знаний темы неофит непрерывно перемежает свои поучения цитатами Йоги Бхаджана. Поскольку Учение им не понято в полной мере, происходит дискредитация всей практики в глазах думающих людей, которые находят нестыковки, противоречия или получают на свои вопросы ответа такого типа: «так сказал Учитель, просто следуй этому. Ты же видишь, что Кундалини йога работает, значит и это тоже правда, надо так делать». В этот момент вместо опыта происходит отсыл к вере. Но вера – это не путь йоги. Йога – это путь опыта. А вера – это религия. Там где есть слепая вера – пропадает йога и появляется секта.

Если человек не получив опыта, не осмыслив слова учителя в полной мере, начинает этому учить других, то происходит искажение Учения. Хочу оговориться: понятие “тупо копирует” применимо только до того момента, пока человек не получил свой опыт и осмыслил его. После этого понятие “копирование” к этому человеку становится неприменимо, поскольку, если он продолжает внешне копировать, само копирование исчезает, человек живёт этим, это становится его способом жить.

2.
Неофит-кундалини-йог, желая упрочить свой статус, посещает несколько семинаров “продвинутых мастеров” и записывается на учительский тренинг Кундалини йоги. На учительском тренинге неофиту внушается, что он – избранный, должен стать Учителем и нести кундалини йогу в массы.
Примерная риторика этого процесса такая:
«Ты не случайно попал на класс кундалини йоги, ты заслужил это в прошлой жизни…”
«Никто не приходит сюда случайно».
«У вас, будущих учителей, есть особая миссия в жизни,…”
«Только неся свет кундалини йоги, можно помочь людям в этом тысячелетии, теперь вы владеете этой технологией и от вас зависит…»

Отступление-пояснение. Я когда-то спросил Якова Маршака: можно ли через Кундалини йогу зомбировать человека или внушить ему что-то? Точно (дословно) воспроизвести слова Маршака уже не могу, давно это было; Яков ответил примерно так: «Человека можно зомбировать только если он сам этого хочет». Что это означает на практике? Если некто хочет, чтобы его считали богоизбранным, то легко ему эту мысль внушить; если некто хочет, чтобы к нему относились как к Учителю (с большой буквы), то ему легко внушить, что теперь он Учитель и имеет право Учить. Т.е. легко сыграть на определённых струнах и слегка подзомбировать любого желающего.
А теперь ответьте сами себе на вопрос, только честно ответьте: «хотите ли вы быть избранным, особенным? или хотя бы, чтобы вас считали таковым?»
Быть особенным, избранным. Как это греет наше эго и амбиции 😉
Наверное, все хотят быть исключительными, Избранными. Такова человеческая природа.

Укрепив своё эго, новый адепт-кундалини-йог-инструктор, теперь уже сертифицированный Учитель (у него и соответствующий сертификат уже есть, и в список Федерации Учителей Кундалини йоги занесён) выходит в жизнь. И подтверждая свои полномочия бумажкой, продолжает дискредитировать Учение Йоги Бхаджана. Продолжает, потому что его эго укреплено. Нельзя понять учение, если эго сильно. Опираясь на своё эго, можно только подражать кому-то, надев маску Учителя.

Нет, я отнюдь не против тренингов KRI и других тренингов по подготовке инструкторов Кундалини йоги. Я против того, что инструктора сразу же, получив сертификат, начинают мнить себя духовными учителями. Многие выпускники тренинга KRI “ударяются” в сикхизм, наматывает тюрбан и объявляют себя Духовным Учителем. Духовность – это не принадлежность к какой-либо религии или секте. Духовности нельзя научить. Она может появиться, если человек откроет сердце. Как только сердечный центр будет раскрыт, исчезнет враждебность, злость, ненависть к кому бы то ни было, появится принятие и сочувствие… человек перестанет делить других на “наших” и “не наших“… Открытое сердце – первый (самый главный) шаг к духовности. Открывая сердце, мы уменьшаем влияние нашего эго на наши поступки и побуждения. Уменьшение эго – второй шаг. Когда мы от кого-то слышим: я сделал это, я… я… я… мои ученики… я… я… я…”, то понимаем, что человек этот не приблизился к обретению духовности и не вправе говорить об этом. Но занятия кундалини йогой он может проводить очень хорошо и успешно, просто надо отделить занятия кундалини йогой от духовности. Это разные понятия. Человек может годами практиковать кундалини йогу и оставаться глубоко неосознанным существом, абсолютно бездуховным и агрессивным (но об этом в другой статье).

3.
Эго.
Каждому инструктору следует прояснить для себя: что такое эго, что такое Ид, что такое идентификация.
Я наблюдаю странное явление: известные американские и европейские учителя кундалини йоги не понимают смысла этих понятий, утверждая, что без эго человек существовать не может, что он не сможет реализовать себя как личность. Это очень странно, поскольку все они читают ДжапДжи и Гуру Грантх регулярно… Пока в голове “каша” из этих понятий, невозможно приблизиться к пониманию терминов “духовность” и “духовный учитель”.


написано в мае 2014

One Thought on “Две большие проблемы в Кундалини йоге

  1. ольга on 17.07.2020 at 01:08 said:

    точно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *