адвайта, возможно ли донести её суть до ученика?

Несколько лет назад я прочитал книгу «Йога Васиштхи». От корки до корки (690 стр.). Некоторые места позже перечитывал по несколько раз. Эта книга безусловно меняет состояние сознания и восприятия. После прочтения я полгода ко всем ситуациям применял постулаты Васиштхи. Естественно, что это было ментальное действие, поскольку недвойственность не может войти в жизнь через знание, почерпнутое через ум, как инструмент познания мира. К недвойственности нельзя прийти через ум. И это не то, что о ней думают прилежные ученики адвайты. Книга «Йога Васиштхи» – это учение о познании мира через принципы адвайты. Если психика не очень крепкая, то у читателя может “снести крышу” или его может “заколбасить”. Как правило, этот “расколбас” встречается чаще всего у женщин, мужчины более стойкие. Я встречал дам, которые возвращались с ретритов по адвайте (мягко говоря) “не в себе”, им было очень сложно социализироваться… и им реально требовалась реабилитация.

Глядя на всё это, я решил для себя, что адвайта – это лжеучение и не надо к нему прикасаться. Но сегодня (по прошествии 6 лет после изучения Йоги Васиштхи) я прочитал несколько глав из книги Махараджа Нисаргадатта «Я есть То» Нисаргадатта(книга выложена в Тырнете в разных видах; книга представляет собой беседу-диалог Махараджа с учеником, т.е. Махарадже задают вопрос, он отвечает и ему опять задают вопрос и т.д.). Прочитал несколько глав и понял, что учителя адвайты (по крайней мере Нисаргадатта) скорее всего «настоящие» (не лже-учителя), но объяснить они пытаются то, что объяснить невозможно. Есть говорящий, но нет воспринимающего. Есть пытающиеся воспринимать, но воспринять не могущие. Это похоже на то, как академик пытается объяснить пятикласснику теорию относительности Эйнштейна, или математик объясняет первокласснику что такое интеграл. Есть вещи, которые невозможно объяснить. Человек должен их понять сам. Может понять/осознать только сам. И говорить об этих вещах нет никакого смысла: всё равно слушатели не поймут, а те кто понимают – не придут слушать, потому как уже сами «там». А вот если, не дай Бог, непонимающие слушающие пропитаются идеями недвойственности без достижения состояния недвойственности, то у них просто «сорвёт крышу». А достичь состояния недвойственности в этой жизни удастся далеко не каждому. И достижение этого состояния зависит не от наличия хорошего учителя адвайты, а от личных качеств и личного опыта, а также от васан, кармы и дхармы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Post Navigation