комментарии ко второму паури Джапджи Сахиб

(по книге Манешвара С. Чахала «Джапджи — Путь к Богу в сикхизме»)

 

jj350В первом паури Гуру Нанак говорит о том единственном способе, как прийти к Единому «Только приняв Его Наставление — Его Хукам и направляя свои жизни по пути несопротивления (Его воле), всегда с радостью принимая то, что Он выбирает дать нам».

 

Паури 2

По Его Хукаму созданы тела; невозможно описать Его Хукам.
По Его Хукаму рождаются души; по Его Хукму обретаются величие и слава.
По его Хукаму одни занимают высокое положение, другие – низкое;
по предписанному Им Хукаму достигается боль или удовольствие.
Одни, согласно Его Хукаму, благословлены и получили прощение;
другие, по Его Хукаму, — будут вечно скитаться без цели.
Всё подвластно Его Хукаму; никто не находится выше его.
О, Нанак, тот, кто принимает Его Хукам, не говорит через эго.

В первой строке Гуру говорит, что только по Его Хукаму (приказу), Его воле возникло всё творение. Гуру говорит, что нам, смертным, невозможно познать или понять, каков в точности этот Хукам. Однако только благодаря Хукаму существует это творение, эта вселенная.

Во второй строке Гуру говорит, что все существа созданы по Его Хукаму, и всё величие, которого мы достигаем, приходит только по Его Хукаму. Мы не можем ничего достичь сами по себе. Многие могут одинаково стараться и прилагать одинаковые усилия, однако плоды этого старания будут лишь у немногих — так, как предписано Хукамом Господа.

Третья строка ещё раз подтверждает вторую строку: положение человека становится выше или ниже в соответствии с Его Волей, согласно Его Хукаму.

В четвёртой строке эта тема получает развитие. Гуру говорит в ней, что по Его Хукаму на одного человека снисходит благословение, а другой продолжает скитаться в круге смертей и рождений.

В пятой строке Гуру говорит, что нет никого, кто был бы вне действия Его Хукама. Наконец, он говорит, что тот, кто полностью принял Хукам, сразу же освобождается от хаумэ, своего эго, вызывающего чувство разъединения с Творцом.

У нас может возникнуть вопрос: если всё в этом мире есть Его Хукам, то где же место для наших собственных усилий, нашей борьбы? Надо ли нам просто сидеть, бездейственно и пассивно, и позволять проявляться Хукаму? С такой точки зрения наши действия выглядят бесполезными и тщетными, а весь мир — лишённым смысла. Зачем же надо было создавать человечество, если всё, что мы можем делать, — это просто фаталистически ждать, как будет разворачиваться наша судьба, пока наконец-то не придём к концу своего бессмысленного путешествия?

Если внимательно изучить этот вопрос в контексте послания Гуру, то станет ясно, что человеческая жизнь полна смысла и цели. Сам Гуру ставит перед нами ясную и сложную задачу — достичь единения с Господом. И здесь нет абсолютно никакого противоречия. Действительно, всё находится под властью Его Хукама. Вселенная начала своё существование по Его Хукаму; всё многообразие видов, мириады живых существ в этой вселенной существуют благодаря Его Воле. И в гуще всего этого существует человек, которого Господь наделил свободной волей.

Гуру постоянно подчёркивает: чтобы быть достойными благословения Господа, мы должны следовать по предписанному Гуру пути. Он говорит нам, что следуя этому пути, мы можем достичь желаемого единения. Однако свобода выбора полностью принадлежит человеку — последует ли он по этому пути совершенно искренне, либо последует частично, а, может быть, и вовсе не пойдёт по нему. Он неизбежно встретится с последствиями своего выбора, однако сам выбор всегда существует.

Перевод с англ.: Хари Карта — http://www.grantha.pro

UPD

Сравните «смысловой» перевод Манешвара С. Чахала и поэтический перевод Локатоша (не знаю с какого оригинала).
Перевод Локатоша ниже.
p2

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Post Navigation