Бизнес-тренинги и Коучинг. Правда в Лицо

Многие мыслящие люди уже понимают, что бизнес-тренинги не эффективны. Особенно бизнес-тренинги, которые покупают руководители компании для своих сотрудников. Успешное существование на рынке такой услуги, как бизнес-тренинг, очень загадочно, видимо это связано с промыванием мозгов, ПиаРом. (Ещё 1 ответ на этот вопрос – в конце статьи.)

Сами посудите, что может освоить/усвоить человек, которого пинками затолкали на тренинг? Он же не заинтересован в результате оного. Предположим, Шеф хочет, чтобы его сотрудники лучше продавали. Не имеет значения что продавали (товары или услуги), это зависит от специфики компании. И покупает тренинг. Сотрудники обязаны его пройти, как правило в выходной день. Это ж ежу понятно, что в рабочий день надо работать на благо компании и Шефа, а учиться тому, как работать на Шефа, надо в выходной, или вечером после работы. И вот приходят такие подневольные на тренинг и в лучшем случае вежливо его “проходят”. А уйдя, всё забывают напрочь. Думаете ситуация выглядит сильно иначе, когда сам сотрудник хочет пройти тренинг и идёт на него? Здесь есть свои проблемы.

… Предположим, что умный руководитель создал такую систему мотивации, что сотрудник, понимая, что работает не эффективно, решает пойти поучиться. Мотив может быть очень простой – заработная плата зависит от продаж … итак, человек пришёл на тренинг “Искусство продаж”, сам пришёл, добровольно… И его обучают навыкам коммуникации и проч. тому подобному. Обучают несколько часов. Не просто рассказывая как надо, но и в игровых ситуациях отрабатывая этот навык. Казалось бы, всё чики-поки, должно сработать. Однако, исследования, проведённые на западе показали, что, как правило, обучившийся, попадая обратно в “жизнь” не способен эти навыки применить, а через несколько дней их забывает. Усвоенный материал составляет в лучшем случае 5-10 процентов (в среднем). Т.е. прикладные знания не могут быть переданы и эффективно освоены на тренинге. Однако ситуация не совсем безвыходная.

Главное в обучении и самообучении – наличие постоянной сильной мотивации. Если мотивации нет, или она не достаточна, то обучение не произойдёт.

Второе, необходима внутренняя осознанность и стремление к саморазвитию.

Вот тут и зарыта большая собака. Ни один руководитель не хочет, чтобы его сотрудники были осознанными. Если человек осознан, то им становится невозможно манипулировать. Если осознанность человека велика, то он способен достичь больших высот в своей профессии. Однако Шефу нужно, чтобы сотрудник дошёл до определённой высоты, а затем остановился, не лез выше. И платить Шеф готов только за это. А если будет понимание, что сотрудник через некоторое время “переразовьётся” и ему станет тесно в рамках его служебных обязанностей, то это никуда не годится. Этот сотрудник может уйти из компании в другую или открыть своё дело. Тогда деньги Шефа, потраченные на обучения, уйдут “на ветер”. Т.о. Шефу надо чтобы сотрудник обучался профессии без осознанности. Нужен такой искусный робот-человек, “умный” винтик. Но стать профессионалом без осознанности – невозможно.

Теперь понятно, почему отправляют сотрудников на бизнес-тренинги. Там обещают научить только тому, что нужно Шефу, профессиональным навыкам, без какого-либо саморазвития личности. Обучают, но не научают :). Где вы встретите такого Шефа, который отправляет сотрудников на тренинг личностного роста? Нет, это не нужно компании, компании нужны продажи, а не личностный рост. Но без личностного роста человек не способен сделать рывок и в профессиональном направлении.

Итак, личностный рост. Возможен ли он на тренинге? Да. Однако коучинг в этом деле гораздо более эффективен.

На сегодня всё (спать пора). Продолжение возможно последует.

Д.В., 11 апреля 2010

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *