Чай и философия

Состояние чая возникает из жизненного опыта и затем находит выражение в философии чая, Дао Чая.

Чай – это продукт материальной культуры и никаких смыслов в себе не несёт. Но когда речь заходит о культуре чая, материалистическое содержание отходит на второй план, а чай превращается в носителя смыслов. В культуре чая чай ассоциирован с набором неких идей и, таким образом, становится проводником этих идей, философских идей.

В китайской культуре можно вделить три основные философско-религиозные школы: даосизм, конфуцианство, буддизм. Последователи этих школ используют чай в разных целях и по-разному.

cha

 

Конфуцианцы реализуют при помощи чая срединное-обыкновенное (чжун-юн) и лад-гармонию (хэ-се), поскольку чай умиротворяет и благоприятствует общению. Лю Чжэньлян среди десяти Дэ чая называет следующие:
(1) «посредством чая можно общаться с друзьями»,
(2) «посредством чая можно питать простоту/благонравие (лянь)»,
(3) «посредством чая можно рафинировать волеустремления (я чжи)»,
(4) «посредством чая приносят пользу ритуалу-человечности».

Чай позволяет конфуцианцам погружаться в мир, в гущу жизни и внести это мирское в мир чая. Так все двенадцать наименований чайной утвари на «Картине чайной утвари старца Шэнь Аня» являются названиями чиновничьих должностей.

А даосы, наоборот, удаляются от мира, чтобы соединиться с Дао.
Чай им дарует (1) чистототу-безмятежность (цин-цзи), а также
(2) осознание пустотности-одухотворённости (кун-лин) и
(3) самости (цзыжань).

Буддисты ищут и находят в чае:
(1) «способность к чань» (чань-цзи),
(2) «безмятежность в горестях» (ку цзи),
(3) чаем помогают созерцанию (чань),
(4) проясняют сердце/сознание и видят природу.

Эти три учения внесли свою проекцию в чайную культуру.
Считается, что конфуцианцы в основном развивали прикладные аспекты чая, от них идут ЧА ЛИ (чайные ритуалы).
Даосы подчеркивали измерение искусства — ЧА И . И только буддисты начали «понимать-постигать горечь-трудность, обретать-прозревать правильное Дао», то есть дали начало истинному ЧА ДАО (Дао Чая). Но все понимают условность этого утверждения: как в одном человеке нередко сливались и причудливо преломлялись все три учения, также и для любого человека чая важны все три аспекта культуры чая.

 

Чай и сознание

Чай обладает способностью изменять состояние сознания, поэтому он находится в одном ряду с такими стимуляторами как алкоголь, кофе, кола… Но в отличие от них чай способствует и концентрации, и медитации, а его воздействие очень мягко и ненавязчиво. И не случайно в Китае даже на пачках дешёвого чая стоят иероглифы Ти Шэнь, что в переводе означает «поднимает дух».

Чай и этически-духовные аспекты связываются друг с другом уже в первой, самой общей, главе «Канона чая». Лу Юй в каноне¹ особо упоминает людей «чистого поведения и простого нрава» (цзин син цзянь дэ).
Именно прямая связь чая с духом позволяет этот материальный объект – чай – наполнить богатым идейным содержанием.

В Китае чай (культура чая) как единое явление охватывает собой все слои общества и легко выражает любую идеологию, воплощая в себе нераздельность материального и духовного, целостность, которой проникнуто традиционное китайское мировоззрение.


¹ Из трактата Ча Цзин (Трактат о Чае или Канон Чая, VIII в н.э.)
«Когда люди чистого поведения и простого нрава страдают от жары-жажды или отупения-подавленности, от боли в голове или сухости в глазах, от вялости четырех конечностей или жёсткости ста сочленений, четыре-пять глотков чая, подобны божественному нектару и сладкой росе, одержат победу».
(при написания поста были использованы материалы статей Вероники Брониславовны Виногродской)

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Post Navigation