Шаранагати

Шаранагати – это тотальное вручение себя Господу,
это полная отдача себя Ему.

Есть два духовных пути, Кришна описывает их Арджуне в Бхагавад-
Гите (Б-Г):

  1. Путь дхармы, путь йога,…
  2. Полное предание себя Господу, шаранагати, когда душа полностью вручает себя Богу и уповает только на Его милость… Этот путь немедленно приводит человека к совершенству.

Кришна в Б-Г отдаёт предпочтение шаранагати, ибо следуя иным путём можно легко пасть: горделивое упование на собственные  силы даже на духовном пути иссушает сердце человека, лишая его любви, тогда как смиреная надежда на милость Бога приводит к тому, что сердце, омытое потоками этой милости, размягчается, и росток премы, божественной любви, проклёвыается в нём.

Природа шаранагати
Материальный мир – это то место, где джива (крошечная индивидуальная душа) тешит себя иллюзией своей независимости. По милости Кришны, наделившего душу свободой выбора (свобода воли), злоупотебившая ею душа имеет возможность вообразить себя незавимой от Него. Мир, созданный Кришной для тог, чтобы обусловленные души могли примать плод своего болезненного воображения за  реальность, носит название материального. Однако, когда обусловленная душа устанет от мучительной игры в независмость, она может вернуться в объятия Бога. Единственное, что для этого нужно, – это отказаться от мнимой независмости и признать упрямый факт своей полной зависимости от Господа. Эта капитуляция взбунтовавшейся души перед Богом и называется шаранагати.

Стоит душе предаться и принять покровительство Господа, как “она избавляется от страха самсары, повторяющихся рождений и смертей, и от неё отступают 6 врагов – шесть главных пороков этого мира (вожделение, гнев, зависть, жадность, страх и иллюзия). Поэтому каждый должен принять прибежище у лотосных стоп Господа, не ища защиты ни у кого другого” (источник: Jivav Gosvami, “Bhakti-sandarbha”)

Шаранагати подразумевает отказ от веры в свои силы и абсолютную веру в милость Кришны. Сам Господь – цель все духовных поисков человека –  Сам становится и средством достижения этой цели. Это делает путь шаранагати – путь постижения Бога – универсальным и доступным каждому.

Шаранагати – это  не стоько отказ от собственной воли, сколько радостное и свободное преклонение перед абсолютной и всеблагой волей Бога в любых её проявлениях. Это не путь пассивного безразличия, но путь абсолютной и деятельной веры. Душа наделена свободой воли и должна правильно распоряжаться ею. Выбор всегда есть и остаётся за нами, поскольку джива по своей природе является частью вечно свободной Абсолютной Истины. Само понятие сознания подразумевает свободу, которой нас никто не может лишить. Суть шаранагати не в том, чтобы отказаться от свободы, но в том, чтобы обрести её в свободном радостном служении Богу и подчинению Ему.

(по материалам предисловия к книге БхактивинодаТхакура “Шаранагати”, автор предисловия – В.Тунеев )

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *