Две категории Имён Господа

согласно вайшнавской философии

Святое Имя Господа может быть подразделено на две категории: основное и второстепенное. Прибегая под кров основных Имён Господа, джива достигает самого существа духовной жизни – премы. Основные Имена Господа Кришны описывают Его трансцендентные игры и содержат в себе всё духовное превосходство Господа. Среди них: Говинда, Гопала, Рама, Щри Нанда-Нандана, Радханатх, Хари, Йащомати-Пранадхана, Мадана-Мохана, Щйамасундара, Мадхара, Гопинатх, Браджагопала, Ракхала, Йадава.

Веды обращаются к Господу по Именам, характеризующим Его отношение к материальной природе. Это – не первостепенные Его Имена: Творец, Сверхдуша, Брахман, Хранитель и Разрушитель мира, Йогещвара, Хара и проч.

С этими Именами взывают к Господу поглощённые кармической деятельностью и эмпирическим познанием. Воспевание этих Имён в соответствии с указаниями Вед приведёт человека к благости и освобождению. Однако самого существа воспевания Имён Господа – Любви к Богу – достигают лишь те святые души, которые взывают к главным Именам Кришны.

Что же касается Самого Святого Имени «Кришна», то помимо того, что это слово на санскрите обозначает “тёмный, почти чёрный, имеющий цвет грозовой тучи”, Его ещё можно разделить на две части – “криш” и “на”. В Удйога-парве «Махабхараты» 5.71.4 имя «Кришна» также разделяется на две части криш (kṛṣ) и на (ṇa), где значение глагольного корня криш толкуется как бху bhū, «существо», «земля», а на ṇa интерпретируется как «блаженство». Основатель Движения сознания Кришны Бхактиведанта Свами Прабхупада, являющийся продолжателем гаудия-вайшнавской традиции, дал похожее основное значение имени Кришны как «всепривлекающий» — «Кришна» является одним из имён Бога на санскрите, которое означает «всепривлекающий». Вышеупомянутый текст 5.71.4 из «Махабхараты» также цитируется в одном из основных священных писаний гаудия-вайшнавов — «Чайтанья-чаритамрите». Щрила Прабхупада в своём комментарии объяснил значение бху bhū как «привлекательное существо», откуда и происходит значение «всепривлекающий».

Таким образом можно понять, что Святое Имя Кришна с т.зр. философии Бхакти заключает в себе всю смысловую полноту определения Бхагавана, т.е. Верховной Личности, обладающей в бесконечное степени силой (вирьей), славой (ящей), красотой (щрийей), знанием (джняной), богатством (айщварьей) и отречением (вайрагьей), поскольку, во-первых, так или иначе Бхагаван привлекает абсолютно всех – и Его бхакт, и Его врагов, которые делают Ему вызов, а во-вторых, вступающие с Ним в любого рода отношения дживы получают от этого процесса именно то наслаждение, которое они и жаждут получить.

С точки зрения же психологии расы, т.е. уже в контексте личных (интимных) отношений с Богом, для души, осознавшей свою вечную духовную форму, самым “сладким” Именем Кришны может быть по сути дела любое основное Имя Бога.

Почему же всё-таки такие возвышенные личности, такие махащайи, допустим, как Бхактивинод Тхакур делают ударение в своих бхаджанах именно на Святом Имени «Хари», то поскольку Имя Хари, кроме того, что толкуется как «жёлтый или жёлто-коричневый цвет», ещё переводится как «тот, кто крадёт или забирает» (в смысле, что Кришна забирает все страдания и тревоги материального мира и любовно похищает Сердце своего преданного), можно понять в чём причина их акцента.