Кундалини йога и вайшнавизм

aumМногие кундалини-йоги, не найдя ответов на мировозренческие вопросы в той теории, что даётся в Учении Йоги Бхаджана и в сикхизме, обращаются к вайшнавским источникам. Действительно, теории мироздания в Кундалини йоге практически нет, Йогиджи об этом лекций не читал. КЙ связана с сикхизмом, истоки которого прорастают из вайшнавизма, но в то же время сикхизм жёстко отмежёван от других индийских религий и мировоззрений. И в сикхизме тоже нет никакой стройной теории мироздания. Думаю, что именно поэтому многие йоги начинают изучать вайшнавизм и посещать вайшнавские кружки¹. Это не плохо и не хорошо. Это две разные стороны разных монет.

Сходство: в вайшнавизме и в сикхизме существует практика медитации, чтение (повторение) мантр, джапа, киртаны.

Различие: разные цели практик. Соответственно различаются и эффекты от практик.

ЦЕЛИ:
В Кундалини йоге (и сикхизме): быть здесь и сейчас, быть творцом своей жизни, проявлять (манифестировать) себя в социуме, честно зарабатывать на жизнь и делиться, делиться своим опытом, знаниями и т.д. На это заточена вся практика Кундалини йоги: после разгона энергий (в крийе) следуют этапы расслабления и позволения, затем – кундалиневская медитация (с мантрой или без). Медитация позволяет войти в нейтральный канал и получить доступ к интуиции и, если повезёт, к хроникам Акаши. Доступ к интуиции и к хроникам позволяет достичь максимальной эффективности в жизни. Вместо мантры ОМ (аум) используется мантра ОН(г), которая поднимает сознание к высшим центрам, но одновременно удерживает нас здесь, не позволяя уйти в заоблачные выси. Бог одновременно является ниргуной и саргуной, но более абсолютом, нежели личностью.

В вайшнавизме цель совсем иная. Вайшнав должен возбудить (пробудить) внутри себя любовь к Кришне, Богу-личности. Пробудить внутри себя любовь к неизвестному непознаваемому абсолюту невозможно, в то время как развить в себе любовь к Кришне-мальчику или Кришне-юноше вполне достижимо. Развивая эту любовь, вайшнав открывает Сердечную чакру, тот центр, который необходим для личностной трансформации. Для этой цели используется маха-мантра Харе Кришна и регулярное чтение основных священных писаний (Шримад Бхагаватам, Бхагавад-гита и жизнеописание Кришны).

Надо отметить, что эта технология работает (по крайней мере для меня сработала). Она позволяет достичь² состояния внутреннего экстаза и зажечь в сердце огонь любви к Кришне, что равно открытию сердечного центра. Маха-мантра работает на 5+, если её читать правильно и осознанно³.

Каждый искренний вайшнав лелеет в сердце любовь к Кришне и страдает от тоски и разлуки с ним (как гопи). Однако Кришна не является практически никому и тем больше тоска и печаль разлуки. Именно поэтому глаза у лучших вайшнавов очень печальные. Для вайшнава достичь состояния экстаза от любви к Богу, в котором он будет кататься по земле, втянув верхние и нижние конечности как черепашка – это предел желаний. Испытывать чувство любви, неразделённой любви, экстатической любви к Кришне – вот основная цель. Что при этом происходит в мире – абсолютно не важно, проявление себя в социуме бессмысленно. Ничто не важно, кроме достижения состояния экстатической любви. Поэтому для них естественно уходить из социума в монастыри и ашрамы и не ставить себе социальных целей. Про черепашку и втягивание конечностей – не шутка (в вайшнавских книгах описаны случаи, когда вайшнавские святые втягивали руки-ноги в экстатическом состоянии, катаясь по земле). В вайшнавском кружке мне дали почитать книгу4 и я её прочитал от корки до корки. А затем в недоумении спросил у старшего вайшнава, руководителя местного кружка: «Валяться на спине, втягивая ноги и руки, тоскуя по Кришне и испытывая состояние экстаза – это то, к чему ты стремишься?» И он ответил: «Да, если мне повезёт в этой жизни, то это то, чего я хочу достичь» (в глазах его я увидел глубокую печаль). После  этого я понял, что мне с ними не по пути, у нас разные цели.

Итак, если вы выбираете духовный путь, сначала определитесь с целью, а затем уже подберите технологию, позволяющую прийти к этой цели максимально быстро. Кундалини йога и вайшнавизм – это абсолютно разные технологии и служат абсолютно разным целям. Если вы выбрали духовный путь и он оказался не эффективен, то либо вы не правильно применяете эту духовную технологию, либо не корректно подобрали её для себя. Смешение технологий не приводит к нужной цели, а скорее удаляет от неё.

продолжение статьи



Примечания

1 У вайшнавов очень стройная теория мироздания, в ней есть ответы на все вопросы, если принять на веру основные постулаты (а они принимаются на веру легко). Переспорить вайшнава по вопросам боговедения и мироздания практически невозможно – настолько крепка их теоретическая база.

2 Это из личного опыта, я также когда-то посещал вайшнавский кружок и практиковал маха-мантру.
Сравните сочетание звуков в ней и в основных мантрах Кундалини йоги, вы увидите подобие звукоряда. Это не случайно.
Название не помню.

One Thought on “Кундалини йога и вайшнавизм

  1. Yekaterina on 26.09.2021 at 13:11 said:

    Спасибо, интересно! Но выводы не понравились. Слишком директивно, нет отсылки на IMHO

Добавить комментарий для Yekaterina Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Post Navigation